суббота, 16 октября 2010 г.

Отношение европейцев к ГМО

В полевых условиях и на тарелке потребителя, вопрос генной инженерии считается спорным. Особенно в Европе. Европейская комиссия, а также национальные институты и учреждения, регулярно проводят опросы общественного мнения в целях анализа общих тенденций потребителей. Этот обзор является попыткой захватить это множество мнений и выявить общие тенденции и показатели. Большинство потребителей относится к генной инженерии не без колебаний, однако за последние годы, как показывают опросы "Евробарометра", наметилась уверенная тенденция одобрения технологии. Около половины потребителей готовы принять генную инженерию, особенно, когда выгоды для потребителей и окружающей среды связаны с генетически модифицированными организмами. По данным 2007 года 80% респондентов не считают выращивание ГМО серьезной экологической проблемой. Многие потребители не боятся рисков для здоровья от употребления ГМП. Согласно опросам, большинство европейских потребителей не избегают ГМП при совершении покупок.

Большинство европейских потребителей расценивают использование генных технологий в сельском хозяйстве и пищевой продукции с определенной долей скептицизма. В ходе опроса "Евробарометра" в 2005 году, только 27% европейцев высказали положительное отношение к генетически модифицированным продуктам питания, а в опросе 2002 года таких было значительно меньше - 21%. В отдельных же государствах Европейского Союза отношение к ГМП сильно различается. Например, 46% потребителей в Чехии одобрили производство ГМП. 38 и 34% потребителей Португалии и Испании, соответственно, тоже высказали своё одобрение. В отличие от них, лишь 14% греков и 13% люксембуржцев воздали должное этой технологии.

Очевидно, что достоверная информация о генетически модифицированных организмах является ключом к повышению признания потребителями. Опрос "Евробарометра", проведённый в 2005 году, показывает, что 42% от европейцев, которые чётко "решили" ключевые вопросы, касающиеся генетически модифицированных продуктов питания (49% от общей выборки), поддерживают ГМП. Кроме того, 44% респондентов заявили, что они определенно/скорее всего будут покупать ГМП, если их одобрят соответствующие органы.

Хотят знать

Национальные и европейские опросы показывают, что многие потребители, очевидно, еще не имеют конечного мнения о ГМО. По данным опроса "Евробарометра" в 2007 году "использование генетически модифицированных организмов в сельском хозяйстве" является второй наиболее распространенной темой, в которой европейские потребители испытывают недостаток информации (34% респондентов). В некоторых странах спрос на информацию значительно выше: например, 58% финнов и 55% турок хотят получить больше информации по этой теме.

В исследовании, проведенном Британским институтом дистрибуции продовольственных товаров (British Institute of Grocery Distribution) в 2008 году, большинство (58%) респондентов заявили о нейтралитете или отсутствии мнения в отношении генетически модифицированных продуктов. 48% опрошенных потребителей считают, что их знания о генетически модифицированных организмах ограничены.

Изменения в уровне оптимизма по отношению к биотехнологии и генной инженерии среди европейских потребителей (Eurobarometer 1999-2005 гг.)
Биотехнология идёт на подъём

Чётким выводом из исследования является то, что за последние годы общий скептицизм по отношению к генной инженерии значительно снизился. Ежегодно, начиная с 1999 г., всё больше людей ответили "да" на вопрос "повлияют ли био- и генная инженерии на вашу жизнь в позитивном ключе в течение ближайших 20 лет?". В 2005 году 50% респондентов считали биотехнологии положительным явлением, и около 30% респондентов видели в генной инженерии хорошее, когда ещё в 1999 году лишь 10% респондентов имели позитивный взгляд на влияние генной инженерии на их жизнь.

В последнем "Евробарометре" (результаты опроса с 2007 г.), европейским потребителям было предложено определить наиболее важные для них экологические темы. В среднем лишь 20% респондентов указали на тему "ГМО в сельском хозяйстве". По сравнению с результатом 2005 года, произошло сокращение на 4 процентных пункта. Напротив, большинство респондентов считает, что темы "изменение климата" (57%), "загрязнение воды" (42%) и "загрязнение воздуха" (40%) являются более важными.

Аналогичные тенденции отмечены в опросе британского агентства по пищевым стандартам (British Food Standard Agency) в конце 2008 года. "Опасения по поводу генетически модифицированных пищевых продуктов" были указаны в качестве области для беспокойства у 26% респондентов. Изменение процента среди опрошенных показывает, что опасения в отношении ГМП постоянно снижались: в 2007 году было около 30%, в 2004 году - около 35%, а в 2001 - около 40%. Такие темы, как количества соли, жиров и сахара в продуктах питания (50%, 40% и 39% респондентов, соответственно) считаются потребителями более важными.

Процент людей, готовых купить ГМО в соответствии с их свойствами (Eurobarometer, 2002 и 2005 гг.)

ГМО с чёткими свойствами пользуются большей популярностью

Согласно опросам общественного мнения, рост одобрения ГМО наблюдался, когда потребителей просили оценить специфические качества ГМ-культур. В 2005 году 51% опрошенных европейских потребителей заявили, что они будут покупать генетически модифицированные пищевые продукты, если эти продукты содержат меньше пестицидов, чем обычные. Если производство ГМО будет экологически безопасным, то 49% респондентов будут покупать их. Неодобрение выразили 43% респондентов. Ещё в 2002 году, готовность приобретать такую продукцию была ниже на 10 процентных пунктов в каждом случае.

Еще одна тенденция, также замеченная в опросах института дистрибуции продовольственных товаров Великобритании - ГМ-технологии рассматриваются в качестве важного инструмента для борьбы с глобальной нехваткой продовольствия и проблем производства продуктов питания, связанных с изменением климата:

  • Более половины (52%) британских потребителей считают эту технологию инструментом против глобальной нехватки продовольствия. В то время как только 13% респондентов выразили своё несогласие с этой идеей.
  • Почти половина (47%) респондентов связывают ГМ-культуры с решением проблемы выращивания в экстремальных погодных условиях и борьбы с заболеваниями растений. В то время как только 12% опрошенных не разделяют этого мнения.


Покупательские привычки

Есть множество примеров того, что ответы потребителей в опросе (на основе гипотетической ситуации и выбора) часто отличаются от реального поведения. В отличие от гипотетического опросов за или против ГМ-продуктов, фактическое поведение потребителя при совершении покупок является более важным показателем того, каким образом они приближаются к новым технологиям в повседневной жизни. Финансируемый Европейской комиссией исследовательский проект "Consumerchoice" проводил опросы на эту тему в 2006 и 2007 годах. В странах, где ГМ продукты были доступны в магазинах на момент опроса (Чешская Республика, Нидерланды, Польша и Испания), только 20% покупателей активно избегали эти продукты. Таким образом, во многих странах Европы генетически модифицированные продукты будут покупаться, если будут доступны в продаже. Аналогичные результаты были получены в опросе института дистрибуции продовольственных товаров в Великобритании в 2008 году. Более половины (53%) респондентов утверждают, что не думают о том, ГМО это или нет, при совершении покупок. Только 21% заявил, что проверяют этикетках для того, чтобы убедиться в том, что продукт не является генетически модифицированным

Еще более впечатляющими являются результаты исследования, проведенного в 2007 году (Университет Отаго, Новая Зеландия). Испытания проводились в реальных условиях рынка в пяти европейских странах. В каждом случае была придорожная лавка с фруктами, помеченными тремя различными способами ("органический", "обычный" и "ГМО"), которые продавались по разным ценам. В общей сложности 2736 клиентов посетило фруктовые киоски. При наиболее вероятном ценовом сценарии исследования (15% надбавка на органические продукты и 15% скидка на ГМО), вариант "ГМ" получил доминирующую долю рынка в шведских и немецких киосков и достиг 30% или более в Великобритании и Франции. Результаты исследования ещё раз показывают, что ГМП могут оказаться гораздо более доступными и удовлетворительными, чем это ранее отмечалось, при условии наличия четкого указания потребительских преимуществ.

Выводы

Опросы показывают, что, пусть европейские потребители сегодня по-прежнему имеют оговорки в отношении генетически модифицированных продуктов, то это не следует рассматривать как отказ от них. В целом, исследования и торговых испытания показали как раз обратное, а именно:

  • до сих есть очень большой спрос на информацию о ГМО, и лишь небольшая часть населения сегодня уже сложила определенное мнение о них,
  • более 40% опрошенных потребителей, которые уже сформировали своё мнение о ГМП, положительно отзываются о них,
  • принятие новых технологий постоянно увеличивается с 1999 года,
  • ГМП, имеющие значительные экологические и экономические выгоды, были оценены положительно более чем половиной потребителей и будут куплены,
  • около 80% потребителей не пытаются избегать генетически модифицированных продуктов при покупке,
  • в реальных сценариях, недорогих ГМП заняли бы даже доминирующую долю рынка.

Эти результаты показывают, что ГМП, вопреки распространенному мнению, имеют значительные шансы на европейском рынке. Бывший комиссар ЕС по торговле Питер Мандельсон, который покинул этот пост в 2008 году, описывает текущую ситуацию следующим образом: "Общественные опасения могут быть неуместными, но они не могут и не должны быть проигнорированы. Мы должны лучше излагать проблему для того, чтобы люди осознали потенциальные выгоды от ГМП...".

Источник: Opposition decreasing or acceptance increasing? 16 апреля, 2009 год;

Комментариев нет:

Отправить комментарий